Ваше местоположение в сети:
Рубрика:

Параметры съемки

Разделы сайта:

Допустим, вы уже выбрали себе фотоаппарат и объектив, или даже вы его не выбирали, а он достался вам каким-либо иным образом. Как правильно подбирать параметры съемки? Конечно, можно перевести фотоаппарат "в зеленую зону" и снимать на полном автомате. Можно вспомнить, как вспышка уродует фотографии и перейти в режим "без вспышки". Но, мне кажется, для правильной съемки стоит лучше разбираться в параметрах.

photo modes

У фотоаппарата есть много режимов, использование которых может позволить получить вам фотографии существенно более высокого качества, чем на автоматическом режиме. Но, прежде чем перейти к их полноценному использованию, нужно знать про основные параметры съемки. Что же они собой представляют?

Как я говорил в предыдущих статьях, основная проблема - получить достаточно света на фотографии. Вот про три параметра, отвечающие за яркость мы и поговорим - выдержку, светочувствительность и диафрагму.

Выдержка фотоапппарата

Выдержка - это то время, которое длится процесс фотографирования. То время, на которое открыты шторки фотоаппарата, и свет поступает на светочувствительную матрицу. Чем дольше шторки открыты, тем больше света успевает попасть, зависимость эта - линейная (примечание: это не совсем верно, на очень малых выдержках, сравнимых со временем открывания шторки, зависимость искажается).

Что же нам мешает делать длительную выдержку? Во-первых, это дрожь в ваших руках. Ее можно ликвидировать при наличии штатива, а без этого рекомендуется делать выдержку дольше чем долю секунды, обратную фокусному расстоянию (50 при "нормальном" угле обзора). Если штатива нет, а выдержку хочется уменьшить, нужно принять как можно более устойчивое положение, упереться о какой-нибудь предмет, держать фотоаппарат двумя руками.

Кроме того, могут двигаться предметы или люди, которые вы снимаете. Можно, конечно, попросить их замереть, но это не всегда возможно, в особенности - при съемке спорта.

А в определенных случаях вам может захотеться специально сделать длинную выдержку, чтобы, например, ощутить на фотографии движение воды. Тут уже без штатива или какой-либо иной фиксации фотоаппарата не обойтись. Кстати, штатив очень может пригодиться, если вы собираетесь склеивать панораму из нескольких кадров, но это в любом случае может оказаться проблематично, и за панормами можно и к специалистам обратиться, например, на place3d.ru.

Светочувствительность объектива

Светочувствительность или ISO - параметр, уже упоминавшийся в прошлых статьях. Грубо говоря, при ISO больших ста фотоаппарат усиливает сигнал, поступающий на сенсоры во сколько-то раз. Вместе с ним повышаются и помехи, приводя к появлению так называемых шумов. По возможности, ISO лучше оставлять на сотне, но часто при съемке в условиях недостаточной освещенности его приходится повышать. Делайте это с умом и не забывайте уменьшать его впоследствии.

Диафрагма объектива

Есть еще один параметр, влияющий на количество света на фотографии, - ширина отверстия диафрагмы - отверстия, через которые вообще попадает в фотоаппарат свет. Мы уже встречались с этим понятием в статье про объективы. Естественным образом, это отверстие не может быть сколь угодно большим - ведь нужно, чтобы свет не просто так прошел, а чтобы он затем сфокусировался на матрицу. Максимальный диаметр диафрагмы является важнейшим параметром объектива и характеризует его светосилу.

Казалось бы, открывайте всегда диафрагму по максимуму и получайте всегда максимально светлые фотографии. Это утверждение было бы верным, если бы диафрагма в момент съемки влияла только на поступление света. Но дело в том, что диафрагма - важнейший параметр, от которого зависит то, как будет выглядеть в дальнейшем фотография.

Обратим внимание вот на что. Мир вокруг нас трехмерный, предметы находятся на разных расстояниях. А попадает все на двумерную матрицу, проходя через систему линз. Если все лучи от точки собрались опять-таки в одну точку, то говорят, что она находится "в фокусе" (не путать фокусировку с фокусным расстоянием!). Не может быть такой системы линз, чтобы все предметы были в совершенном фокусе (но когда, фокусировка нарушена "немного", мы не сможем это распознать). Даже когда мы смотрим на внешний мир глазами, не весь мир находится в фокусе, а только его часть. Правда, обычно мы на это не обращаем внимания, поскольку глаз моментально меняет фокусировку на тот предмет, на который мы смотрим в данный момент. Но если мы задумаемся, то поймем, что предметы, видимые "боковым зрением", находятся не в фокусе.

photo options

А теперь вспомним вот что. Что мы делаем, когда не удается рассмотреть надпись, если она находится не в фокусе. Правильно, мы прищуриваемся! По аналогии с фотоаппаратом, мы уменьшаем отверстие диафрагмы. Что это означает? А то, что чем меньше диафрагма, тем большая зона находится в фокусе (как говорят фотографы, увеличивается ГРИП - глубина резкости изображаемого пространства).

При максимально открытой диафрагме вы имеете шанс получить в фокусе только какой-то один предмет, а все остальное - с потерей четкости. Иногда это хорошо, иногда - плохо. Кроме того, на урезанных матрицах любительских фотоаппаратов иногда еще нужно хорошо постараться, чтобы получить размытый фон. Но так или иначе, следует запомнить, что величина открытия диафрагмы - это не только регулировка света, но и инструмент, от которого может сильно зависеть фото на выходе.

Режимы фотоаппарата

Когда я начинал писать эту статью, я думал, что доберусь до режимов работы фотоаппарата и расскажу подробно, как именно ими нужно пользоваться, чтобы грамотно регулировать описанные выше параметры. Сейчас стало понятно, что статья уже достаточно разрослась, поэтому ограничусь лишь отдельными режимами, а остальное оставлю как тему для отдельной статьи.

Итак, у большинства фотоаппаратов есть так называемая зеленая зона, в которой все опции фотоаппарат настраивает автоматически. В условиях плохой освещенности это приводит к обязательному включению вспышки. Если же вы не хотите уродовать ваши фотографии встроенной вспышкой, рекомендую как минимум перевести фотоаппарат в соседний режим, в котором использование вспышки запрещено. Приготовьтесь к тому, что освещенности может не хватать, поэтому аппарат будет повышать ISO (что может приводить к шумам) и также делать достаточно большую выдержку, так что держите его покрепче.

Еще стоит отметить простые в использовании режимы фотоаппарата- портрет, пейзаж, макросъемку. В чем суть этих режимов? В случае пейзажа фотоаппарат пытается прикрывать диафрагму, приводя к тому, что больше предметов оказывается в фокусе. Поскольку на улице днем освещенность обычно лучше, чем в помещении, такая настройка допустима. И в режиме макросъемки, и в режиме портрета, фотоаппарат пытается открыть диафрагму пошире для того, чтобы, по возможности, фон получился не совсем четким, выделяя интересующего нас человека или объект.

Даже эти простые советы помогут вам получить фотографии лучшего качества. Что уж говорить о полноценных режимах, в которых вы будете контролировать все параметры! Но это - в следующий раз.

← Сжатие данныхЛушчие программы для Убунту →
comments powered by Disqus