Сегодня мы продолжим недавно начатую тему фотографий и поговорим о типах фотоаппаратов. Начать стоит вот с чего - какие вообще бывают фотоаппараты (мы говорим только о цифровых)? Прошло то время, когда любой цифровой аппарат назывался "мыльницей" и рядом не стоял по качеству с аппаратами пленочными. Сейчас я вообще не вижу никакого смысла браться за пленку, профессиональные зеркальные фотоаппараты безусловно выдают лучшее качество.
Но как же все-таки различаются фотоаппараты?
Виды фотоаппаратов
Если зайти в раздел "фотоаппараты" на Yandex.Market, то вы увидите, что основным параметром является тип видоискателя. Какие же они бывают?
- У большинства моделей видоискатель отсутствует. Изображение вы можете увидеть только на LCD-экране на задней стороне фотоаппарата - оно совпадает с изображением, попадающим на светочувствительную матрицу. Это и есть так называемые "мыльницы" - у них может быть много мегапикселей, но настоящее качество они все равно не могут выдать. В первую очередь, из-за высоких шумов (возникающих, в частности, из-за перегрева матрицы за время прицеливания). Кроме того, например, если вы снимаете фотографии, глядя на экран, но повышается смаз из-за дрожащих рук (при съемке через видоискатель удается крепче зафиксировать фотоаппарат). На мыльницах также отсутствует регулировка открытия диафрагмы.
- Простой оптический видоискатель - ставится на так называемых "компактах". Здесь уже можно фотографировать, поднося фотоаппарат к лицу (как это делалось и на старых пленочных аппаратах). В системе фокусировки таких аппаратов вообще не задействована электроника. Одним из главных недостатков таких аппаратов является несовпадение изображения, попадающего в видоискатель, и изображения, попадающего на матрицу (для съемки). По сути, это две различные оптические системы. Таким образом, сквозь окуляр видоискателя фотограф наблюдает не совсем то, что матрица «видит» через объектив. Этот эффект имеет название параллакса. Точность фокусировки также страдает от этого расхождения. Фотоаппарат с таким устройством не может иметь большого зума (увеличения), поскольку в таком случае конструкция синхронизации двух изображений (для одинакового увеличения на матрице и в видоискателе) становится черезчур громоздкой.
- Электронный видоискатель встраивается в более продвинутую разновидность компактов (иногда их называют не компактами, а гибридами). Эти фотоаппараты позволяют "прицеливаться" через видоискатель, но то, что вы видите в этом видоискателе - копия изображения с матрицы (как в мыльницах). Могут иметь большое увеличение, не имеют параллакса, но зато шумы в них выше, чем в фотоаппаратах с оптическими видоискателями. Фотоаппарат с электронным видоискателем может быть хорошим бюджетным решением для вас, в них есть практически все, что и в профессиональных фотоаппаратах, даже объективы сменные - отнюдь не редкость для этого вида.
- Зеркальный видоискатель (другое название - TTL, through the lens) - самая качественная разновидность. Благодаря продуманной системе линз и зеркал, вы смотрите через видоискатель ровно так, как будет впоследствии сделан кадр, виды из фотоаппарата и позже совпадают. При этом в этой системе не задействована электроника. Фотоаппараты, имеющие подобные видоискатели, также и называют "зеркалками". Раньше такие аппараты считались принадлежностью исключительно профессионалов, но сейчас и любители все чаще покупают зеркалки. По сравнению с другими, эти фотоаппараты имеют наивысшее качество съемки. Все аппараты, относящиеся к этому классу, поддерживают смену объектива.
Многое из того, что я буду писать дальше, будет относиться к электронным компактам и к зеркалкам, а не ко всем видам фотоаппаратов. Все-таки мыльницы лишены многих возможностей, имеющихся у этих двух классов.
Я думаю, стоит об этом поговорить. В чем оно, это качество съемки? Есть много аспектов, но, мне кажется, главным является следующее. Как мы уже говорили во вводной статье про фотоаппараты, основной проблемой фотографирования является нехватка света. Встроенная вспышка - не решение, она приводит к такой куче дефектов, что лучше ее отключать. Так вот, чем быстрее матрица фотоаппарата поглощает свет, тем лучше для нас, поскольку мы сможем в таком случае сделать снимок на достаточно маленькой выдержке, и при этом он получится не слишком темным.
Я уже писал, но еще раз повторюсь про параметр ISO, позволяющий усиливать сигнал от матрицы. У сигнала всегда присутствуют помехи; если он слабый, то помехи становятся существенными. И увеличение силы сигнала в таком случае приводит к шумам - искажению изображения (подробней - в статье по ссылке выше). Поэтому чем ниже базовые помехи, тем больше мы сможем увеличить силу сигнала без появления серьезных шумов. Так вот, у зеркальных фотоаппаратов помехи безусловно будут ниже, чем у электронных компактов (потому что не мешает электроника), поэтому зеркалки и обыгрывают компакты.
Как выбрать зеркалку?
Если вы все-таки решили купить себе зеркалку, то вас все равно может сбить с толку разнообразие моделей и вы не поймете, как ее выбрать. На какой параметр смотреть дальше? Можно, конечно, гнаться за количеством мегапикселей, но я уверяю, дальше кого-то порога идти смысла нет, вы все равно не будете увеличивать фотографию настолько, чтобы все эти пиксели оказались важны. Кроме того, ведь чем больше пикселей, тем меньший размер они имеют, и, тем самым, хуже воспринимают свет...
Мне кажется, здесь нужен другой подход. Во-первых ограничьте фирму-производителя. Если вам впоследствии захочется поменять объектив, то лучше, чтобы у вас был больше выбор. Два ведущих производителя - это Canon и Nicon. Я в свое время остановился на Canon, ну тут уже особых различий нет.
Дальше обратите внимание вот на что. У этих фотоаппаратов есть сменные объективы. Поэтому одна и та же модель может проявиться в списке больше, чем один раз. Например, как идущая без объектива (обычно рядом с такой моделью пишут body). Или идущая с базовым объективом. Во втором случае пишут "kit", имея в виду комплект, но в русском языке слово kit прижилось, и сейчас объектив, идущий в таком наборе, также принято называть "китовым". Если вы не хотите "китовый" объектив (он обычно достаточно простой), то можете подобрать камеру без объектива (но тогда вам придется отдельно покупать объектив и знать, чего же вы от него хотите).
Следующий (и наиболее важный) параметр - это кроп-фактор. Кроп-фактор (crop factor) определяется как отношение диагоналей кадра 35-миллиметровой пленки (24x36 мм) и матрицы цифровой камеры. Чем меньше это число, тем больше размер матрицы, и тем лучше будут получаться снимки. Ведь на большей матрице у вас будут больше сенсоры, а, значит, они быстрей и с меньшими помехами будут получать сигнал. Но спешу вас огорчить. Скорей всего, вы не купите фотоаппарат с маленьким кроп-фактором из-за цены. Например, у Canon есть только один фотоаппарат в модельном ряде с кроп-фактором 1 (полноразмерная матрица) - Canon EOS 5D, и стоит он больше пары тысяч долларов. Оставьте его профессионалам.
Большая часть интересующих вас фотоаппаратов будет иметь кроп-фактор 1.6 или 1.62. Это означает, что их матрица больше, чем в два с половиной раза (возведите отношение в квадрат) меньше матрицы профессиональной, и, соответственно, во столько раз хуже она воспринимает свет.
В остальном... выбирайте модель из последнего ряда, подходящую вам по бюджету. На момент написания этой статьи и Canon это - EOS 1100D и EOS 600D. Надеюсь, я помог вам понять, как выбрать зеркалку.
Ну и еще. Если вы не хотите возиться с зеркалками, сменными объективами и купить более легкий и малогабаритный компакт, то тоже стоит обратить внимание на кроп-фактор. Здесь он будет побольше, но все равно лучше подбирать минимально возможный и не выходить за порог в 5. В таком случае, на момент написания статьи выбор остается между Canon PowerShot G12 и Nikon Coolpix P7100.
Поскольку статья уже получилась достаточно большой, самой время остановиться. Про другие параметры фотоаппаратов и про объективы мы поговорим в следующий раз.
← Что такое аудионаркотики? | Скорость компьютера → |