Cтатьи про фотоаппараты не пользуются на этом блоге большой популярностью, но я их написал сразу несколько штук, поэтому все-таки продолжу выкладывать, чередуя со статьями на другие темы. Если же они так никого и не заинтересуют, то скоро тематика фотографий будет закрыта.
Итак, сегодняшняя статья продолжает начатую ранее тему выбора фотоапарата Как было сказано в статье по ссылке, есть четыре типа цифровых фотоаппаратов, различие определяется типов видоискателя (или его отсутствием в случае "мыльниц"). Сегодня мы поговорим про фотоаппараты. допускающие смену объектива - "зеркалки" (с видоискателем через объектив) и часть компактных фотоаппаратов с цифровым видоискателем (гибриды).
Какие есть дополнительные параметры у этих фотоаппаратов? Как подбирать к объектив для фотоаппарата?
Кроп-фактор
Напомню информацию из предыдущей статьи, что кроп-фактор (crop factor) определяется как отношение диагоналей кадра 35-миллиметровой пленки (24x36 мм) и матрицы цифровой камеры. Чем меньше это число, тем больше размер матрицы, и тем лучше будут получаться снимки. Если вы рассматриваете фотоаппараты бюджетного класса, то, скорей всего, кроп-фактор будет не меньше, чем 1.6.
Количество мегапикселей
Раньше все гнались за количеством мегапикселей (то есть количеством сенсоров на матрице фотоаппарата), сейчас эта гонка уже практически потеряла смысл. Их все равно достаточно много, вы все равно не будете увеличивать фотографию до максимального размера.
Кроме того, чем больше мегапикселей, тем мельче сенсоры, и, соответственно, выше шумы. Бытует мнение, что если вы хотите избежать шумов, то стоит фотографировать не на максимальном разрешении. Однако, как показал эксперимент, это - заблуждение. Лучше все равно фотографировать с максимальным разрешением. Затем, если вы хотите побороться с шумами, вы можете уменьшить фотографию в любом редакторе, и за счет усреднения шумы уменьшатся. Редакторы делают эту операцию лучше, чем фотоаппараты в момент съемки.
Так или иначе, но мне кажется, что где-то после 10 мегапикселей можно и не обращать внимания на этот параметр.
Стабилизатор изображения
Встречаются фотоаппараты со стабилизатором изображения - подвижной матрицей, пытающейся компенсировать дрожь в руках. Однако они или неудачны, или очень дороги. Если вас интересует стабилизация, лучше рассмотреть возможность покупки объектива с функцией стабилизации изображения. Собственно, к свойствам объективов мы сейчас и перейдем.
Если представить объектив одну выпуклую линзу (что неверно, но подойдет для понимания), то фокусное расстояние определяется как расстояние между центром этой линзы и точкой фокуса - точкой, в которую собираются при прохождении через линзу параллельные лучи.
Возможно, это определение совсем непонятно. Тогда для простоты скажем так: чем ближе линза объектива к матрице фотоаппарата (и, соответственно, меньше фокусное расстояние), тем шире угол обзора.
Где золотая середина? Фотография без уменьшения и увеличения? На этот вопрос невозможно ответить, любая фотография - это уменьшение реальности. Вопрос - в том, какой угол обзора у нас получается. Рассмотрим, например, полноразмерную матрицу фотоаппарата. Хоть и говорилось, что у нее размер 35мм, на самом деле этот размер имеется в виду с полями. Размер кадра равен 36 на 24 мм, длина диагонали - примерно 43мм. При этом при фокусном расстоянии в 50мм угол обзора будет соответствовать углу обзора человака (46 градусов).
Но это было рассчитано для полноразмерных матриц, если же у вас, например, зеркалка с кроп-фактором 1.6, то и фокусное расстояние должно быть пропорционально уменьшено, поэтому "естественный" угол обзора будет выдавать объектив с фокусным расстоянием около 31мм. Иногда это число "округляют" до 35мм, но эти 35мм и 35мм как размер пленки - совершенно разные числа, и их натянутое "совпадение" ничего не означает. Также стоит отметить, что при продаже фотоаппарата со встроенным объективом производитель указывает так называемое эквивалентное фокусное расстояние - в пересчете на то, каким бы оно было, если бы матрица была полноразмерной.
В зависимости от угла обзора объектив может иметь различное применение. Например, широкоугольные объективы (с малым фокусным расстоянием) хороши для съемок природы, очень длиннофокусные - для съемки на большом расстоянии.
У "мыльниц" было такое понятие как зум, "увеличение", На самом деле, это совершенно некорректный термин, не имеющий четкого определения. Во-первых, стоит отметить, что есть зум цифровой и зум оптический. Цифровой - это просто автоматическая компьютерная обработка, при которой середина кадра растягивается на весь экран. Качество, естественно, при этом падает.
А когда говорят о зуме оптическом, имеется в виду изменение фокусного расстояния объектива. Так вот, зумом называют отношение максимального фокусного расстояния к минимальному фокусному расстоянию. Но к увеличению кадра это не имеет прямого отношения. И, потом, сравните два объектива, с фокусными расстояниями 20-40 и 60-120 (числа приведены случайные). Зум и там, и там будет равен двум, но это - совершенно разные объективы, первый вообще будет визуально увеличивать объект ввиду широкого угла обзора.
Стоит отметить, что объективы бывают как с изменяющимся фокусным расстоянием, так и с фиксированным (называемые также "фиксами"). Зачем, спрашивается, нужен объектив с фиксированным фокусным расстоянием? И тут мы переходим к важнейшей характеристике объектива, светосиле.
Светосила объектива
Светосила объектива для фотоаппарата показывает количество света, которое он способен пропустить за фиксированное время. Определяется она размером так называемого F-числа - отношением размера фокусного расстояния к диафрагменному отверстию. Про диафрагму мы поговорим подробнее в следующий раз, сейчас лишь отметим, что чем меньше F-число, тем лучше (напомним, что основной проблемой фотографирования является нехватка света, поэтому это число является критически важным для получения хороших снимков). Зависимость квадратична, при вдвое меньшем F-числе мы получаем в 4 раза большее количество света при прочих равных.
Для "фикса" F-число - это просто число, для "зума" оно изменяется вместе с фокусным расстоянием. Например, у объектива с фокусным расстоянием 18-55 F-число может меняться от 3.5 до 5.6.
Ввиду конструкции "фиксы" в среднем имеют большую светосилу, чем "зумы". Поэтому если вы гонитесь за качеством кадра, попробуйте отказаться от возможности менять фокусное расстояние.
Отступление для ищущих детали. Заметьте, что наивное предположение, что диафрагменное отверстие неизменно, поэтому F-число зависит от фокусного расстояния линейно (в таком случае у последнего объектива было бы примерно 3.5-10.5), неверно. Дело в том, что при расчете светосилы зума некорректно брать диаметр только передней линзы, так как линзы, находящиеся за ней могут попросту отсекать часть света, проходящую через нее. Так или иначе, светосила меняется меньше, чем фокусное расстояние, а в некоторых дорогих зумах - вообще постоянна, хотя в данном случае ограничение, скорей, наложено искусственно.
Байонет объектива
Закончим простым, но очень важным понятиям. Байонет - это, по сути, способ крепления объектива на фотоаппарат. Одни объективы подходят к одним фотоаппаратам, другие - к другим. Конкурирующие фирмы Canon и Nicon, безусловно, друг с другом не совместимы. Не ошибитесь, выбирайте объектив именно для своего фотоаппарата.
В следующий раз мы перейдем от выбора фотоаппарата и объектива непосредственно к фотографированию. Ждите продолжения!
← Сайт государственных услуг | Сжатие данных → |