Ваше местоположение в сети:
Рубрика:

Зачем нужен формат raw

Разделы сайта:

Когда вы делаете фотографии на своем цифровом фотоаппарате, вы обычно сразу получаете фотографии в формате JPG. Однако, если вы изучали инструкцию или просто возились с настройками, то могли увидеть, что также можно снимать в неком RAW. Так что это за формат raw и зачем он нужен? Этому и посвящена сегодняшняя статья.

Why do you need raw format?

Если честно, то единого формата raw нет. Он меняется в зависимости от производителя фотоаппаратов. Например, у Canon этот формат свой, а файлы имеют расширение CR2. Что же он собой представляет? По сути, этот raw - это снимок того, что попало на матрицу фотоаппарата. На матрице есть светочувствительные элементы. Одни из них замеряют зеленый цвет, другие - синий, третьи - красный. Вот информация о всех этих цветах и содержится в формате raw. Если вы хотите подробнее прочитать про расположение этих сенсоров, введите в интернете запрос "фильтр байера".

Чем это отличается от того файла jpg, который вы можете получить в результате? Много чем!

  • В jpg точки с замерами сведены воедино (дебайеризация);
  • Произведено преобразование - так называемое исправление баланса белого (и, возможно, другие);
  • Осуществлена потеря разрядности цветов. В RAW было 16, стало 8;
  • Проведено сжатие с потерей (типично для формата jpg).

Остановимся на некоторым моментах поподробнее. Где та точка, после которой теряется что-то важное? Зачем нужен формат raw? А вот, смотрите. Дебайеризация ничего не теряет. Преобразование баланса белого (о нем смотрите ниже) - это некоторое линейное преобразование оттенков. На 16 бит практически не происходит потерь. Последнее сжатие с потерей тоже было бы не так плохо, но вот с переходом от 16bit к 8 все существенно хуже. Если был какой-то объект, то оттенки темного могут запросто на нем слиться. И уже эти отличия в jpg не спасти.

Конвертация raw

Когда происходит конвертация из формата raw в jpg? Есть два варианта:

  • Фотоаппаратом в момент, когда делается кадр;
  • Позже какой-нибудь программой.

Не стоит бояться второго варианта. Он не означает, что вам придется сидеть и переводить их одну за другой руками. Есть и автоматизированные способы. То есть, в целом, можно поступать следующим способом.

  • Большая часть фотографий конвертируется из raw в jpg автоматически, возможно, при этом производятся некоторые улучшения;
  • Над отдельными фотографиями вы работаете отдельно, используя преимущества разрядности в 16bit.

Преобразование фотографий

Как же совершить преобразование фотографий в автоматическом режиме, да еще и улучшить эти фотографии, как это было описано в предыдущей статье? Я предлагаю следующую схему:

  • Утилитой ufraw осуществляете преобразование всех фотографий в png. Автоматически. Для преобразования одного файла можно использовать команду
    ufraw-batch --wb=camera --out-type=png FILENAME --out-depth=16

    Для многих могу дать скрипт, если кому интересно. Вы можете поинтересоваться, почему вообще был использован png? А все дело в том, что png поддерживает 16 bit. Можно, конечно, было бы использовать tiff, там есть более сильное сжатие, но разница в размере не существенна, и с tiff сложней работать. В результате мы проводим дебайеризацию и установку баланса белого по автонастройкам камеры.
  • Примение скриптов, улучшающих фотографии, например, моего скрипта из предыдущей статьи. Что важно, эти преобразования проводятся в разрядности 16bit, так что потери от преобразований могут быть незаметны. Правда, если вы собираетесь использовать gimp для преобразования фотографий, то для работы с 16bit вам придется использовать dev-версию, находящуюся в разработке. Про его установку на Ubuntu вы можете прочитать у меня на Убунтологии
  • .
  • Осуществляется перевод из png. Под linux это опять-таки можно сделать простой командой "convert filename.png filename.jpg" из пакета imagemagic, но, думаю, и для Windows есть простые решения.

Что такое баланс белого?

Чтобы закончить эту статью, нужно все-таки рассказать, что такое баланс белого. Точней, его надо было бы называть его балансом серого, но прижилось именно первое название. Как я уже писал, наш глаз представляет собой очень хитрое устройство. И он способен распознавать цвет предмета, независимо от того, в каком освещении он находится. Но, на самом деле, в зависимости от источника света предмет может отражать его совершенно по-разному. Как раз если посмотреть RAW-данные, вы увидите то, что отразил предмет. И результат может быть совершенно не похож на то, что мы ожидаем увидеть. Ведь фотография на экране компьютера сама "светится", и того источника света, который был в момент фотографирования, уже нет.

Что по сути представляет собой исправления баланса белого? Да это просто некоторый сдвиг, линейное преобразование цветовых оттенков. Так, чтобы исходный серый стал действительно серым (напомню, что серый цвет - это тот, у которого интенсивность по красному синему и зеленому совпадают). Камера сама пытается определять, какой сдвиг нужно сделать, и, по большей части, определяет правильно. Но иногда нужно исправлять его руками, и это стоит делать имено до сведения к 8-битной разрядности.

Вот эти линейные преобразования трех чисел определяются двумя параметрами. Но чаще всего используется только один, так называемая цветовая температура. Он отвечает за сдвиг от «жёлтый–синий». Второе направление («зеленый-пурпурный») используется реже. Для него нет общепринятого русского термина (по-английски: tint).

Вот и закончена сложная тема. Я думаю, что без нее обсуждение фотографий было бы неполным. А вот использовать ли эти знания - решать вам.

← Динамический доменСовременные принтеры →
comments powered by Disqus