Ваше местоположение в сети:
Рубрика:

Режимы фотоаппарата

Разделы сайта:

В этой последней статье из заготовленного цикла про цифровые фотографии я, наконец, попытаюсь рассказать про продвинутые режимы съемки у современных фотоаппаратов. Для понимания материала потребуется знание терминов, описанных в статье про опции фотоаппаратов.

photo modes

Если поставить цель кратко напомнить материал предыдущей статьи, то можно сказать, что есть три опции, влияющих на яркость получаемого кадра - выдержка, светочувствительность и диафрагма. Грамотный подбор этих трех параметров необходим для создания удачного кадра - ведь помимо освещенности есть и иные характеристики фотографии, на которые влияют эти опции.

В полном авторежиме в условиях плохой освещенности фотоаппарат включает вспышку, если же вспышку запретить (соседний режим), то уже как-то комбинирует три этих параметра для достижения результата. Нижние режимы (типа портрета и пейзажа) также комбинируют три параметра, но при этом пытаются в случае портрета открыть диафрагму побольше и тем самым размыть фон, а в случае пейзажа - поместить в фокус как можно больше объектов путем уменьшения отверстия диафрагмы.

Как же мы можем управлять этими опциями самостоятельно?

Экспозиция

В основе подбора правильных параметров лежит понятие экспозиции или экспопары. Допустим, вы уже зафиксировали светочувствительность (ISO). Обычно это делается зажиманием специальной кнопки ISO и прокруткой основного колеса регулировки настроек. Тогда выдержка и диафрагма составляют собой так называемую экспопару. Если увеличить диафрагму и соответственным образом уменьшить выдержку, то получится фотография такой же яркости. Если же менять только один параметр, то фотография будет становиться светлее или темнее.

Как вообще фотоаппарат подбирает экспопару? В первую очередь, он делает так называемый экспозамер - замеряет яркость освещения. Он делает это все время, пока он включен, а вы смотрите в видоискатель. После этого фотоаппарату известны всевозможные комбинации выдержки и диафрагмы, приводящие к кадру "нормальной" яркости. Чем больше выдержка, тем меньше отверстие диафрагмы (и тем больше диафрагменное число) и наоборот. Тем самым, задав одно из двух чисел, мы предоставляем фотоаппарату право подбирать второе.

Av - режим приоритета диафрагмы

Мне кажется, в этом режиме снимать удобней всего. Колесом настроек вы выбираете желаемую диафрагму. При этом фотоаппарат подбирает выдержку и показывает ее на экране. Если выдержка вам кажется слишком большой (вы не думаете, что сможете четко удержать фотоаппарат требуемое время), то у вас есть несколько вариантов.

  • Откройте диафрагму побольше (уменьшайте для этого диафрагменное число). Возможно, вы хотели большего количества объектов в фокусе, но освещенность этого не позволяет. Если можете примириться с потенциальной потерей фокуса у фона, открывайте диафрагму по максимуму.
  • В случае зум-объектива попробуйте уменьшить фокусное расстояние (увеличить угол обзора). В этом режиме обычно объектив позволяет открывать диафрагму шире, чем на максимальных фокусных расстояниях.
  • Диафрагма уже открыта по максимуму, а все равно выдержка велика? Вы можете повысить светочувствительность. Каждый раз делаешь это "с болью в душе", особенно, если она и так стоит не на сотне, а сильно выше. Поднимаешь и думаешь "черт возьми, такие шумы будут!"
  • Изменить экспокоррекцию. Чуть выше я сказал, что фотоаппарат оценивает экспонометром освещенность и пытается сделать снимок "нормальной" яркости. Но кто сказал, что экспонометр не ошибается? И кто сказал, что нельзя сделать снимок немного потемнее? Для регулировки экспокоррекции зажимайте клавишу A/V и крутите колесо настроек. Вы увидите, как вместе с ним меняется выдержка.
  • Включить встроенную вспышку... нет, я этого не говорил. Только не это! Идите в магазин и покупайте вспышку внешнюю, но про ее использование мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Tv - режим приоритета выдержки

В этом режиме колесом настроек вы задаете выдержку, а диафрагму фотоаппарат подбирает сам, аналогично написанному выше. Лично я редко использую этот режим. Потенциальная область применения:

  • Установка заведомо большой выдержки с тем, чтобы специально получить смазанную фотографию.
  • Установка очень маленькой выдержки при съемке спорта или каких-либо быстро движущихся объектов. К сожалению, использование этого режима очень ограничено. Дело в том, что если вы ставите очень маленькую выдержку, то, скорей всего, освещенности вам будет не хватать даже при полном открытии диафрагмы, у вас же не навороченные профессиональные фотоаппарат с объективом! А когда в этом режиме фотоаппарат не может подобрать диафрагму, он ее устанавливает по миниму, и она мигает на дисплее. Но при этом совершенно непонятно, не хватает ее немного или же не хватает очень сильно. Поэтому вы рискуете получить очень темный снимок.

M - полностью ручной режим

Я редко использую этот режим, но есть ситуации, когда именно с его использованием можно достичь наилучшего результата:

  • Ночная съемка. Экспонометр в этот момент не справляется с задачей, потому что большая часть кадра совсем темная. Ставлю руками экспозицию и выдержку и смотрю, что выходит.
  • Съемка в помещениях с очень недостаточной освещенностью. Когда устаешь задирать вверх светочувствительность, а при максимально открытой диафрагме все равно получаешь слишком большую выдержку в режиме Av, можно перейти на ручной. В нем задается максимально допустимая для нас выдержка, полностью открывается диафрагма. Дальше делаем фотографии. Они могут получаться темными, но хотя бы без смаза.
  • Ситуации сильного контраста при использовании вспышки. Когда идет расчет на то, что часть объектов получится достаточной яркости благодаря вспышке, а часть - благодаря выдержке. Но эта тема слишком сложна, чтобы раскрывать ее здесь.

Иные режимы

У фотоаппарата есть еще несколько режимов над "зеленым" авторежимом, скажем и о них пару слов:

  • Программный режим P. Практически полностью совпадает с зеленым, за исключением того, что позволяет выбирать светочуствительность ISO. Сомнительное достижение.
  • Творческий режим CA. Выводит на экран настройки ярче-темнее и четче-расплывчатей. По сути, это - завуалированное управление экспокоррекцией и диафрагмой. Я также не вижу большого смысла в этом режиме, потому как, не разбираясь, им воспользоваться сложно, а разбираясь... проще уже применять полноценные режимы.
  • Режим контроля глубины резкости A-Dep. Довольно странный режим, при котором фотоаппарат берет пару точек фокусировки и пытается подобрать диафрагму так, чтобы обе они находились в полноценном фокусе. Поскольку контроля за выбором нет, да и такой подбор не всегда возможен, режим представляет собой сомнительную ценность.

Итак, в этой статье я попытался объяснить, как пользоваться различными режимами фотоаппарата. Естественно, все это лишь теория, так что берите фотоаппарат в руки и вперед! Будут вопросы - пишите, постараюсь ответить!

← Лушчие программы для УбунтуЧто такое бэкапы →
comments powered by Disqus