Ваше местоположение в сети:
Рубрика:

Фотографии со вспышкой

Разделы сайта:

Хочу продолжить тему фотографирования и рассказать про применение вспышки. Да, я уже не один раз писал, что использование вспышки портит фотографии. Но речь здесь, конечно, шла об использовании бездумном, в авто-режимах. Кроме того, помимо встроенной вспышки существуют еще и внешние, а с ними у фотографа намного больше возможностей.

В этой статье я расскажу про фотографирование с внешними вспышками и про возможности грамотного применения вспышек, как внешних, так и встроенных.

Внешние вспышки

Сначала пару слов о преимуществах вспышек внешних.

  • Головка внешней вспышки отстоит от фотоаппарата, поэтому отраженный свет не идет напрямую в объектив. Из-за этого использование внешней вспышки избавляет от эффекта красных глаз.
  • Источник света внешней вспышки больше, чем для встроенной, поэтому свет получается более мягким.
  • Внешняя вспышка может иметь режим "быстрой синхронизаци", но об этом ниже.
  • Головка внешней вспышки поворачивается, и ее можно направить, например, в потолок, с тем, чтобы отраженный свет не слепил фотографируемых, а равномерно распределялся по комнате.

Вот, собственно, и преимущества. Звучит достаточно убедительно, не правда ли?

Теория

Прежде чем дать конкретные советы, я должен объяснить "теорию". Начнем с того, что свет вспышки очень короткий. Вы делаете выдержку, скажем, на 1/60 долю секунды, а время работы вспышки измеряется тысячными долями секунды. Поэтому, на первый взгляд, выдержка становится вообще не важной - ведь большая часть света поступит за тот короткий миг от вспышки.

На самом деле, это не так. Вспышка не может осветить все помещение, даже внешняя. А уж на улице она имеет шанс осветить только снимаемый объект, а никак не фон. Поэтому в грамотно построенной фотографии существенными должны оказаться оба источника света - и обычный, и вспышка. Например, можно использовать вспышку в яркий солнечный день для того, чтобы убрать тени на лице человека. Большая часть кадра подсвечена солнцем, а вот на отдельных участках добавляется свет от выпышки. В таком случае говорят, что вспышка используется в заполняющем режиме.

photo flash

Еще один важный момент. Каждая камера имеет так называемую минимальную выдержку синхронизации. Объясню, о чем идет речь. Как вообще происходит съемка. Сначала открывается первая (или передняя) шторка, и свет начинает попадать на светочувствительную матрицу. Затем идет вторая (или задняя), и матрицу закрывает. Если выдержка достаточно большая (больше той самой минимальной выдержки синхронизации), то вторая шторка начинает закрываться позже, чем полностью откроется первая. Если нет, то вторая начинает закрываться, еще пока первая не открылась полностью.

Тем самым, для меньших выдержек (например, для Canon EOS 550D это будет 1/200 секунды) ни на один момент матрица не будет открыта полностью. Сочетаем это с тем, что длительность вспышки намного меньше длительности съемки, и приходим к тому виду, что съемка со вспышкой на меньших выдержках невозможна - попытка привела бы к тому, что часть матрицы свет от вспышки поймает, а часть - нет.

Решается эта проблема так называемым режимом быстрой синхронизации (если его поддерживает вспышка). В нем делается не один сильный импульс, а много маленьких. В таком случае возможны и меньшие выдержки, однако стоит понимать, что в таком режиме мощность вспышки меньше.

Практика. Яркий солнечный день.

Итак, в хорошую погоду вы снимаете людей на фоне пейзажа. Спрашивается, зачем вам вообще вспышка. А затем, что без нее на лицах могут остаться тени, темные участки. Если же вы поменяете настройки, то сможете добиться того, что лица станут нормальными, зато фон будет пересвеченным. На самом деле, это проблема несовершенства техники. Диапазон яркости, в котором работает глаз, намного выше этого диапазона для фотокамеры. Мы одновременно видим и самые темные участки, и самые светлые, а фотоаппарат так не может.

Итак, будем использовать вспышку. Про авторежимы забудьте, переводим фотоаппарат, допустим, в режим приоритета диафрагмы (Av для Canon). Включаем вспышку, устанавливаем желаемую диафрагму и ужасаемся. Выдержка установилась на 1/200 (почему - читайте раздел с теорией чуть выше). И фотоаппарат сигнализирует о том, что будет пересвет. Он действительно будет. Что же делать? Во-первых, можно попробовать увеличить значение диафрагмы, если это допускает композиция кадра. Во-вторых, не забудьте о том, чтобы ISO у вас стояло на значении 100, или, если это поддерживает фотоаппарат, на 50 (уменьшая светочувствительность матрицы!).

Если помогло, то выдержка должна стать длиннее, чем 1/200. Кстати, не забудьте еще проверить режим использования внешней вспышки в режиме Av в пользовательских настройках фотоаппарата. Там может быть выбрана фиксированная выдержка (1/200) или же диапазон (1/60-1/200). Лучше вообще перевести эту настройку в режим авто, разрешая и более длинные выдержки).

Если махинации не помогли (все равно слишком ярко), переводите вспышку в режим быстрой синхронизации (если он есть). Но не забывайте, что лица в таком режиме она подсветит хуже.

Практика. Недостаточно освещенное помещение.

Переходим к съемке в помещении. Допустим, вы снимаете в режиме приоритета диафрагмы, уже открыли ее полностью, уже подняли ISO, а выдержка все равно устанавливается, скажем, на 1/20 и обещает вам смазанную фотографию. Ну фон, положим, вы еще как-нибудь снимите, а люди дергаются и точно будут смазанными. Будем делать фотографии со вспышкой.

Во-первых, переведите фотоаппарат в ручной режим. Диафрагму установим, как можем (достаточно открытую, но, наверное, для светосильных объективов не самую открытую, чтобы хоть люди могли быть в фокусе). Выдержку - максимально длинную для того, чтобы вы могли ее выдержать и не смазать фон. И включаем вспышку.

Что у нас получилось. Дальние стены помещения вспышка почти не охватит, так что они будут темноватые. Но это же лучше, чем вообще черные, как могло бы быть на авторежиме! Именно для "прорабатывания стен" нам и потребовалась достаточно длинная выдержка. А вот люди, находящиеся в центре кадра, подсветятся вспышкой. Поэтому не так важно, что они могли двигаться - ведь импульс вспышки очень короткий.

Кстати, если люди двигаются достаточно быстро (например, танцуют), рядом с ними может остаться размазанный шлейф, приводя к занятному эффекту движения. Четкий контур высвечен вспышкой, а шлейф получается за остальное время выдержки. Этот шлейф может быть как за людьми, так и перед ними - в зависимости от настроек фотоаппарата. Ведь вспышка может производиться и в начале съемки, и в ее конце (это называется синхронизацией по первой или второй шторке).

И еще. Не забывайте о том, что головку вспышки не обязательно направлять прямо на людей. Куда интересней может быть свет, например, отраженный от потолка.

 

А вы фотографируете со вспышкой?

← За нами следят!Система Сбербанк онлайн →
comments powered by Disqus