"Как это, быть компьютерщиком? Почему ты можешь установить любую программу, а я нет? Откуда ты все знаешь про компьютеры?" - с подобными вопросами я сталкиваюсь регулярно. Спешу ответить, я не могу установить любую программу и я не знаю все про компьютеры. Да и вообще дело не во мне.
Дело в том, что есть два подхода к компьютеру, подход пользователя, и подход хозяина, компьютерщика. Если взять крайний случай, то пользователь выполняет только те действия, которым его научили, и никогда от них не отклоняется. А если появляется что-то незнакомое, то впадает в панику и зовет кого-нибудь на помощь.
Естественно, бессмысленно делить людей на четкие категории, не бывает идеальных пользователей и идеальных айтишников. Но вопрос остается. Что же все-таки превращает пользователя в компьютерщика? Мне кажется, что более вольно обращаться с компьютером мог бы любой достаточно соображающий человек. Проблема здесь не в знаниях, проблема в подходе. Я попытался сформулировать свои мысли и выделил четыре главных пункта на пути от пользователя к айтишнику.
Самый простой пункт. Возникшее сообщение об ошибке - это не повод паниковать и звонить в поддержку. Сообщение нужно прочитать! Доведу до абсурда реальным (да еще и повторяющимся регулярно) примером. Звонят мне пользователи и говорят, что 1с не работает, ругается. Я спрашиваю: "Что написано?" Они начинают зачитывать сообщение и в этот момент его понимают. А сообщение - предельно ясное, что они что-то там неправильно заполнили. По этому поводу мы смеемся и говорим, что пора вводить платную услугу - зачитывание вслух с выражением текста сообщения об ошибке.
В общем, читайте и решайте, что с этим делать. Очень может быть, что вы его поймете. Оно может, говорить, например, что устарели антивирусные базы, что кончилось место на диске, да мало ли что. Я не могу дать примеров, потому что в каждом случае будет что-то свое.
Если вы поняли сообщение и решили, что с этим делать, просто отлично! Если вы его не понимаете, не спешите расстраиваться и закрывать его. Нет, вы конечно, можете его закрыть в надежде, что такое больше не повторится. Но если повторяется и мешает, нужно предпринимать меры. И тут мы переходим ко второму пункту.
Текст сообщения об ошибке нужно скопировать (или набрать, если не получается скопировать) и поискать в интернете в любимой поисковой системе. Укоротите его, если ничего не находится. Удалите из него ваши личные данные, например, если в тексте встречается имя пользователя или компьютера, иначе вы усложняете поиск.
Походите по ссылкам и посмотрите, что пишут на этот счет. Возможно, вы найдете решение. Самое обидное, конечно, это натыкаться на ответы, посылающие вас "гуглить" - искать ответ поиском. Вы ведь только что из такого поиска пришли! Но высока вероятность, что вы и найдете настоящий ответ или, хотя бы, подсказку.
Если совсем ничего не находится, можете попытаться задать свой вопрос на каком-нибудь тематическом форуме, например, на нашем. Мы, кстати, никогда не посылаем в поиск!
Серьезно, это очень важный пункт. Нужно применять логику и пытаться локализовать проблему. Приведу простой пример: у вас не работает вебкамера на ноутбуке. Это ведь может быть что угодно, как испорченные драйверы, так и отошедший внутри компьютера контакт. Так как искать проблему и не распыляться по всем направлениям?
Во-первых, задумайтесь над тем, что означает "камера не работает". Возможно, вы просто имеете в виду, что она не работает у вас в Скайпе. Тогда стоит попробовать задействовать какую-нибудь другую программу, умеющую снимать изображение с камеры (часто такая программа бывает поставлена с ноутбуком). Камера заработала? Отлично! Думаем в сторону Скайпа, что с ним может быть не так. Камера не заработала? Значит, Скайп тут ни при чём, дело в системе или в железе.
А как понять, это физический дефект или проблема операционной системы? Очень хороший вариант - загрузиться с компакт-диска и посмотреть, будет ли она работать там. И, желательно, чтобы на этом диске была операционная система, отличная от вашей. (А еще лучше, конечно, чтобы на вашем компьютере стояло две разных операционных системы для таких случаев).
И так далее. Опять-таки, в вашем случае будут другие примеры. Но без последовательного анализа и логических выводов часто решение не найти.
Вам понадобится немного бесстрашия. Или даже очень много бесстрашия. Вы должны быть готовы делать то, что никогда раньше не делали. И не бояться, что при этом "все сломается".
Тут, конечно, надо оценивать риски и оставаться в трезвом уме. Если вы пытаетесь разобрать ноутбук (про это я еще буду писать), открутили все винтики, тяните крышку, а она не открывается, то, возможно, не надо с диким криком ее отламывать. Скорей всего, вы просто все-таки пропустили часть винтиков. В то же время, совсем легко она не пойдет даже после откручивания всех винтов, поэтому определенная смелость вам понадобится.
И так всегда. Прикидывайте, что вы можете потерять в случае неудачи. Если это - важные вам существующие в единственном экземпляре документы, то, возможно, стоит быть поосторожней. А если вы уже сделали копию и просто рискуете "добить" операционную систему, то и черт с ней. В крайнем случае, вам просто придется ее переустановить с нуля. Потратите время, но получите ценный опыт.
Вот такие у меня получились пункты: чтение сообщений, поиск решения в интернете, анализ и логика, немного бесстрашия. Мне кажется, что если следовать этим советам, то можно стать в большей мере хозяином вашего компьютера! Стоит попробовать?
А если вы уже айтишник, прочитавший эту статью, мне тоже будет интересно услышать про ваше отношение к подобным советам. Или у вас есть свой "рецепт"? Пишите!
← Золотая клетка Apple | Ускорители скорости интернета → |